top of page

Новый Эдип: психоаналитическая терапия современного невротического субъекта

Современный невроз имеет специфические симптомы и одновременно отсылает нас к эпохе, когда это психическое заболевание было впервые описано и осмыслено. В 19 веке не знали таких диагнозов как анорексия, вегетососудистая дистония, генерализированное тревожное расстройство и т.п. Однако, диагнозы, которыми наделяли психиатры и неврологи своих пациентов в далеком 19 веке (истерия, психастения, эмотивная конституция и т.п.) имеют ту же этиологию, что и современные неврозы, клиническая картина которых выглядит либо как усталость (вся жизнь – работа, больше ни на что нет сил, хотя работа умственная, «сидячая»), либо повышенная возбужденность, связанная с требованиями сверхскоростного мира, тревога, связанная с желанием все успеть, быть успешным.

Психоаналитическая терапия основана на теории разработанной на рубеже 19 – 20 веков австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. В 1900 году вышла в свет его книга «Толкование сновидений», которая является манифестом психоанализа. Мыслитель утверждает, что человек не властен над собственной психикой: «мы не хозяева в собственном доме», львиная доля психических процессов человека проходит вне его сознания. Силой, которая организует жизнь человека является бессознательное, как психическая инстанция. Это утверждение относится не только к функционированию нашего тела - мы ходим, перевариваем пищу, вынашиваем детей не задействуя для этого интеллект. Однако и наши предпочтения, склонности, творческая деятельность, страхи, переживания и желания также имеют бессознательную природу. Само мышление по большей части организовано бессознательным. За линией вытеснения, которая возникает на границе сознания и бессознательного в раннем детстве, оказываются причины бушующих в нас страстей. Любовь, ненависть, стыд, страх, зависть, - все то, что движет нами и формирует наш жизненный путь. Сегодня психоанализ представляет собой научно-культурную парадигму, метод интерпретации, находящийся на стыке психологии, медицины, философии и искусства. Восходя к античной традиции «Познай самого себя» психоанализ не дает универсальных ответов, не подталкивает к понятию всеобщего блага. Он позволяет узнать что-то неведомое о себе, своих желаниях и потребностях, подмечая одну из самых важных черт человеческого существования: с одной стороны, бессознательное стремление подогнать собственный образ под воображаемый идеал, сложенный из множества отражений в зеркалах чужих суждений; с другой - любовь к себе подлинному и тоска по истине.

Одно из самых известных открытий Фрейда – Эдипов комплекс. Он представляет собой совокупность вытестесненных в бессознательное представлений, касающихся ощущений, аффектов, чувств, влечений ребенка, направленных на родителей. Возраст 3 – 6 лет является для маленького субъекта серьезным испытанием. Он оказывается в своеобразном любовном треугольнике. Для описания этих переживаний создатель психоанализа использовал как метафору миф о Эдипе царе Фив, оказавшемся пленником собственной судьбы. Согласно предсказанию Дельфийского оракула, он должен был убить своего отца и стать супругом своей матери. В трагедии Софокла «Эдип царь» представлена самая драматическая часть мифа – Эдип ведет расследование убийства предыдущего царя Фив Лая, первого мужа своей супруги Иокасты. «Действие трагедии, - пишет Фрейд в «Толковании сновидений», - состоит не в чем ином, как в постепенно пробуждающемся и искусственно замедляемом раскрытии – аналогичным с процессом психоанализа – того, что сам Эдип – убийца Лая и в тоже время сын убитого и Иокасты. Потрясенный своим страшным злодеянием, Эдип ослепляет себя и покидает родину». Ослепление и уход в изгнание отсылают нас к детской амнезии (у нас мало подлинных воспоминаний, связанных с ранним детством) и последующей сепарации от родителей. Ребенок социализируясь вытесняет в бессознательное неприемлемые для общественной морали желания и переходит на следующий этап развития. Лучшая судьба вытесненного комплекса представлений его полное разрушение, тогда энергия, задействованная в его удерживании в бессознательном, направляется по другим каналам, например учеба, творчество, дружба со сверстниками, влюбленность и т.д. Однако часто запретное может сохранить свой заряд, пытаясь вернуться в сознание. Подобный конфликт между желанием и запретом является причиной формирования невроза.

Человек приходящий в психоанализ ощущает себя пленником злого рока. Подобно Эдипу он связан железным прутом событий и переживаний раннего детства, он – жертва, вынужденная бороться с одними и теми же обстоятельствами снова и снова. Образ бесконечного повторения одних и тех же сценариев свидетельствует о так называемом неврозе судьбы. Человек в течение многих лет бессознательно пытается проиграть неудавшийся роман. Зачастую жалобы, связанные с различными эмоциональными и телесными страданиями, характерологическими нарушениями, социальными затруднениями являются способом высказаться, это своеобразная жалоба на невозможность достичь желаемого. По словам одного из ведущих современных европейских психоаналитиков Виктора Мазина, наиболее актуальная для человека современной культуры черта это неумение строить отношения: «Человек 21 века, несмотря на появление новых медиа, социальных сетей, пребывает в распаде социума. Соответственно люди жалуются на то, что они не могут построить отношения или что никто не может построить отношения с ними». Еще одна проблема, характерная для нашего общества – использование агрессии в качестве установления дистанции с другим, другие пути современным Эдипом еще не освоены. Причем агрессия может направляться как на другого, так и на себя самого.

Герой психоанализа это тот, кто пытается постичь тайну, чтобы избавиться от страданий, не зная о том, насколько неожиданной она может оказаться. У каждого эта тайна своя. Поэтому психоаналитическая терапия - это всегда встреча со своей индивидуальностью, несхожестью с другими. Общее легализовано, частное - под спудом. Но как раз это частное и делает нас людьми. Общество потребления бредит понятием нормы. Норма упрощает нас до воображаемого идеала. Результат психоаналитической терапии – новое понимание для промаха, ошибки, несоответствия, ведь зачастую это удача, которая приносит счастье. Зачастую человек приходит в психотерапию с жалобой, что все в его жизни «не то», но ответа на вопрос, что именно «то» не знает. Мы часто не задумываемся над тем, что «не то» это и есть удовольствие. Например, иногда от промахов рождается остроумие. Остроумие — это когда говоришь что-то «не то». Например, хотел сказать одно слово, а сказал другое, и это смешно, это доставляет удовольствие и сострившему и его собеседнику.

В середине 20 века французский мыслитель Жак Лакан заявил о том, что бессознательное структурировано как язык, и этот язык может стать нам понятен, если мы будем обращать внимание на его следы в нашей речи. Это различные пароксизмы: оговорки, ослышки, описки, это остроты, ошибочные действия, забывания, опоздания и конечно же сновидения и невротические симптомы, которые субъект бессознательного также использует для того, чтобы высказаться. Таким образом психоаналитическая терапия направлена на бессознательное субъекта, и осуществляется посредством речи. Это в первую очередь работа с человеком говорящим, причем говорящим глупости в присутствии Другого.

Основной метод психоанализа это так называемые свободные ассоциации, анализанд (так в психоанализе называют того, кто проходит психотерапию) говорит все, что приходит ему в голову, избегая какой-либо «фильтрации» высказываний, даже если возникающие мысли кажутся нелепыми, неважными, не относящимися к теме обсуждения, и даже если они способны вызвать чувство неловкости или стыда. Тот, кто проводит анализ (аналитик, психотерапевт) слушает, обращая особое внимание на продукты бессознательного в речи анализанда и предлагает своему собеседнику этот материал для размышления. Одна из функций психоаналитика состоит в том, чтобы вопросы возникли там, где их еще не было. Это дает человеку возможность узнать то, чего он сам не знал и не знал его аналитик.

Исполнение основного аналитического правила нередко вызывает сопротивление ввиду непривычности ситуации - незаданность темы, отсутствие видимой поддержки собеседника, требование правдивости в раскрытии возникающих мыслей. Также существуют специфические сопротивления аналитическому процессу со стороны инстанций Сверх Я и Идеала Я, стоящих на страже представлений о норме. Такие сопротивления могут проявляться по-разному: это и многократные откладывания первого визита к психотерапевту, отмена уже назначенного приема в последнюю минуту, порой даже физическое недомогание, сонливость, тошнота перед и во время сессии. В дальнейшем разнообразные сопротивления регулярно появляются в течение всего периода психоаналитической терапии. Сопротивление может сознательно или бессознательно выражаться в виде эмоций, отношений, идей, побуждений, мыслей, фантазий, действий. В пределах невроза оно играет защитную функцию. Чем ближе к патологическому ядру комплекса бессознательных представлений мы продвигаемся в терапии, тем сильнее сопротивления. Однако эти затруднения преодолимы с помощью специальных правил и техник, которые применияет специалист.

В отличии от психоанализа в психоаналитической терапии большое внимание уделяется поддержке анализанда. Опытный терапевт начинает работу с приятной для пациента темы, несколько сессий как правило посвящены тому, чтобы человек поведал то, что сам о себе знает. Постепенно аналитик и анализанд создают альянс и вместе ведут «расследование».

Говоря о создании терапевтического альянса следует обязательно упомянуть такое явление в психоаналитической терапии как трансфер. Этот психический феномен заключается в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое. Следует отметить, что в переносе мы находимся в более чем 80 процентах наших отношений, наделяя близкого нам человека чувствами, намерениями, качествами ему несвойственными. В психоаналитической ситуации объектом трансфера становится аналитик.

Один из самых захватывающих элементов психоаналитической терапии – работа со сновидением. Основатель психоанализа назвал сновидение королевской дорогой к бессознательному. Рассказанное в кабинете психоаналитика сновидение приобретает значение зашифрованного послания, ребуса, который опытный терапевт вместе с анализандом пытаются разгадать. Толкуются как отдельные элементы сновидения, так и общая его структура, причем психоаналитический смысл работы отличается от привычного нам магического подхода, когда смысл сновидения понимается буквально. Цензура нашей психики пропускает только «безопасные» для сознания образы, но бессознательное умеет эту цензуру обманывать, в ход идут такие открытые еще Фрейдом приемы как сгущение образов, смещение аффекта с одного образа на другой, превращение его в свою противоположность, перенос собственных бессознательных желаний, чувств, представлений на героя сновидения, приписывание ему своих намерений и т.д. Отдельно следует отметить услышанные во сне слова, фразы, мелодии, путем построения ассоциаций к ним можно прийти к кардинально отличному от первой сцены рассказанного сновидения повествованию. Многие психотерапевты рекомендуют своим пациентам следовать совету известного немецкого психолога К.Г. Юнга и записывать свои сновидения с тем, чтобы впоследствии толковать их аналитически, приобретая навык чувствительности к собственному бессознательному.

Современая психоаналитическая психотерапия неврозов предполагает отказ от медикаментозного вмешательства - препараты снимают лишь видимость внутрипсихического конфликта. Становясь на путь психотерапии, человек выбирает путь подлинной заботы о себе. Такая забота означает стремление стать героем своей жизни, а не жертвой. Это означает пересмотреть все свои знания и убеждения, проанализировать повторения и устроить свою повседневную жизнь так, чтобы от нее не нужно было убегать куда-нибудь ради передышки, например, в болезнь, аддикцию, одиночество, агрессию.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page